Новости

Отчёт Губернатора Белгородской области Савченко Е.С. о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2012 году

19 февраля, вторник

Уважаемые депутаты Белгородской областной Думы!

Уважаемые друзья! Приглашённые!

 

Отчётный, 2012-й год, безусловно, займёт достойное место в истории нашей области. Прежде всего, он был связан с важными политическими событиями – избранием Президента Российской Федерации, а осенью состоялись прямые выборы Губернатора области.

Жители области показали рекордную явку на выборах Президента страны и Губернатора области. И я ещё раз хотел бы поблагодарить белгородцев за активность и поддержку курса стабильного развития в стране и в области.

В ходе избирательной кампании, встреч с населением удалось сверить курс работы Правительства нашего региона и ожидания жителей Белгородчины. Мы сохранили на будущее приоритеты, во главе которых неизменно остаётся человек, его социальное благополучие и уверенность в завтрашнем дне.

На фоне наблюдающейся в стране и мире экономической нестабильности белгородцы продолжают успешно трудиться. Развиваются все отрасли экономики и социальная сфера. И главный итог нашей работы в 2012 году состоит в том, что мы не сдаём лидерских позиций и продолжаем уверенное движение вперёд.

Так, индекс промышленного производства составил 105,1%. Валовой региональный продукт достиг в 2012 году 565 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 6,2% больше, чем в 2011 году, и почти на 3 процентных пункта выше объёма роста ВВП по России (по России он составил за прошлый год 3,5%). Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования составил 140 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2% выше 2011 года, а по отношению к ВРП объём инвестиций составил почти 25% - это, как считают экономисты, неплохой показатель, говорящий о том, что у нас есть уверенность в дальнейшем росте экономики.

Заработная плата по области в среднем за год составила 20 482 руб. Рост фактический 114,5%, реальный за минусом инфляции - 110%. Наиболее высокая зарплата - в Губкине, Белгороде, Старом Осколе (выше 23 тыс. руб./мес.), среди районов – Ракитянском, Новооскольском, Яковлевском, Краснояружском (выше 20 тыс. руб./мес.). Самая низкая зарплата за прошлый год - в Чернянском и Ровеньском районах (ниже 17 тыс. руб./мес.).

К сожалению, не обошлось в отчётном году без финансовых потерь. Так, прибыль хозяйствующих субъектов области составила 113 млрд руб. и снизилась к предыдущему на 20 млрд руб., или 15%. Почему?

Снижение произошло по предприятиям горно-металлургического комплекса из-за падения цен на мировых рынках на железорудное сырьё и металл. Это обстоятельство сказалось на поступлении налогов в областной бюджет. Кроме того, из-за вхождения «Стойленского ГОКа» в консолидированную группу налогоплательщиков в областной бюджет недополучено свыше 3 млрд руб. налога на прибыль. Таким образом, в целом потери бюджета от предприятий горно-металлургического комплекса составили 7,3 млрд руб. от запланированных. В результате доходная часть областного бюджета за 2012 год выполнена лишь на 92,8% (при плане 44,5 млрд факт 41,3 млрд руб.).

Однако, несмотря на эти обстоятельства, в полном объёме обеспечено финансирование всех социально-значимых расходов, всех публичных бюджетных обязательств и других первоочередных затрат. Не обошлось при этом, правда, без заимствований денежных средств в банках и на финансовом рынке. Объём государственного долга региона на 1 января 2013 года составил 34,8 млрд рублей, из которых 17,7 млрд приходится на государственные гарантии области, то есть фактически на поддержку инвестиционных проектов и инвестиционной активности экономики, а 17 млрд – прямые заимствования средств в банках, на финансовых рынках, из них 4,7 млрд - средства Минфина.

Теперь позвольте более детально проинформировать вас о работе основных отраслей экономики региона за 2012 год и обозначить перспективы развития Белгородчины в 2013 году.

Основой экономики региона является горно-металлургический комплекс. Предприятиями отрасли обеспечен прирост объёмов производства продукции за счёт ввода в эксплуатацию новых мощностей, модернизации и технического перевооружения действующих площадок, совершенствования технологии добычи и обогащения железной руды.

Несмотря на падение мировых цен на реализованную продукцию и снижение прибыли, предприятия горно-металлургического комплекса реализуют целый ряд мероприятий по снижению затрат и повышению производительности труда, а значит – конкурентоспособности.

Особого внимания, на мой взгляд, поддержки и распространения заслуживает в этой связи работа, проводимая на старейшем предприятии отрасли – «Комбинате КМАруда» под руководством Томаева Владимира Кантемировича, где за 10 лет энергопотребление комбината снизилось на 20% при увеличении объёмов производства почти на 25%, т.е. удельный расход электроэнергии на тонну концентрата снизился почти в 1,5 раза. Считаю, что этот опыт должен быть востребован не только на промышленных предприятиях, но и в других сферах – там, где у нас много потребляется и перерасходуется электроэнергии, прежде всего в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, предприятиях строительного комплекса и т.д. и т.п. Мы рекомендовали всем изучать этот опыт и, я надеюсь, скоро он станет достоянием всех.

Акционеры и руководители предприятий горно-металлургического комплекса выполняют взятые обязательства по повышению заработной платы для работников предприятий. Она повысилась за год на 11,2% и составила почти 33 тыс. рублей.

В текущем году на всех предприятиях отрасли намечена напряжённая работа по модернизации, техническому перевооружению и увеличению производства. Оценивается объём инвестиций в отрасли в 35 млрд рублей и, безусловно, все эти мероприятия будут поддержаны Правительством и органами местного самоуправления области.

Однако из общего благополучного ряда выбивается ситуация на Белгородском ГОКе (Яковлевский район), который функционирует в режиме перманентного банкротства. Департаменту экономического развития (Абрамову О.В.) совместно с Администрацией Яковлевского района (Бойченко И.В.) необходимо в очередной раз санировать данное предприятие и передать тому, кто сможет наладить работу.

Для машиностроительной отрасли региона прошедший год был знаменателен стартом долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие машиностроительного комплекса Белгородской области на 2012-2016 годы». Отмечу, реализация запланированных мероприятий позволит к 2016 году:

Первое. Обеспечить рост совокупного объёма выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг в номинальном выражении в 1,7 раза.

Второе. Повысить производительность труда (выработку) на одного работающего как минимум в 1,5 раза.

Третье. Увеличить поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет области не менее чем на 500 млн руб. в год.

Четвёртое. Создать 3 новых и провести модернизацию производства на 10 машиностроительных предприятиях области.

Пятое. Организовать не менее 1300 новых рабочих мест.

Однако и в машиностроительной отрасли нас тоже беспокоит судьба некоторых предприятий, в первую очередь нашего флагмана машиностроения – Белэнергомаша, который переживает сегодня не самые лучшие времена. Главный собственник и акционер предприятия находится в тюрьме. Практически все площадки в банкротном или предбанкротном состоянии. У нас имеется чёткий план оздоровления предприятия, мы работает с банкирами, стратегическими инвесторами, наметили целый ряд мероприятий, и я думаю, что эта площадка в ближайшее время будет возрождена, будет радовать белгородцев большими объёмами производства, занятостью, хорошей заработной платой, прибылью и соответствующими отчислениями в бюджет области.

Уважаемые друзья! Жители области не перестают радоваться успехам и по праву гордятся достижениями тружеников сельскохозяйственной отрасли.

За 2012 год объёмы производства выросли в сельском хозяйстве на 8,5%, в то время как по России допущено снижение на 4,7%. Сбор зерна составил свыше 2,5 млн тонн (на 100 тыс. тонн больше к уровню 2011 г), а урожайность 34,1 ц/га. Увеличилось производство мяса на 145,8 тыс. тонн и достигло 1млн 327,7 тыс. тонн, молока - на 18,8 тыс. тонн и составило 557 тыс. тонн. Продуктивность коров повысилась почти на 700 кг и составила рекордные для нашей области 5688 кг. Впервые превысили пятитысячный рубеж и достигли практически европейского надоя наши животноводы. Молодцы!

От реализации продукции сельского хозяйства получено в прошлом году 156 млрд рублей, в т.ч. по сельхозпредприятиям – 130 млрд. Это 8,7% от общей выручки по России от сельхозпредприятий. В расчёте на 1 га произведено сельхозпродукции на сумму 104 тыс. рублей.

Задача, которую мы ставили 3 года назад, выполнена – преодолён важнейший психологический барьер – произвести 100 тыс. рублей товарной продукции на 1 гектар пашни. Это более чем в 5 раз выше, чем в среднем по России. Ещё выше этот показатель в Ивнянском – 223,8 тыс. руб., Краснояружском – 209,7 тыс. руб., Ракитянском – 191,6 тыс. руб., Новооскольском – 185,3 тыс. руб., Шебекинском – 181,5 тыс. руб., Волоконовском – 181,2 тыс. руб., Прохоровском – 161 тыс. руб., Корочанском – 135,5 тыс. руб.

Лидерами в отрасли производства мяса являются компании «Приосколье» (Бобрицкий Геннадий Алексеевич) - 446,6 тыс. тонн, «Мираторг» (братья Виктор и Александр Линник) - 253,7 тыс. тонн, «Агро-Белогорье» (Зотов Владимир Фёдорович) - 117,5 тыс. тонн. Лидерами в производстве молока: «Авида» (Романенко Елена Николаевна) - 71,9 тыс. тонн, колхоз им. Фрунзе (Горин Василий Яковлевич) – почти 20 тыс. тонн, «Зелёная долина» (Алтухов Сергей Николаевич) - 42,7 тыс. тонн. В растениеводстве лучшие результаты в колхозе им. Фрунзе (Горин Василий Яковлевич), «Краснояружской зерновой компании» (Титовский Александр Григорьевич), акционерном обществе «Бобравском» Ракитянского района (Мирошин Пётр Евгеньевич), «Должанском» Вейделевского района (Грязнов Владимир Михайлович), «АПК Бирюченском» (Миляев Виктор Емельянович) - все лауреаты Премии Горина. Честь и хвала нашим передовикам!

Активно продолжают развиваться и малые формы хозяйствования на селе, не только фермеры, но и те, кто интегрирован в программу «Семейные фермы Белогорья» - а их 41 тыс. участников. За год ими произведено продукции на сумму 10,6 млрд руб. (прирост 3,8 млрд к 11-му году). На поддержку этого важного сектора, придающего социальную устойчивость на селе, направлено безвозмездно из всех источников в прошлом году 243 млн рублей, а от начала действия Программы – почти 1 млрд рублей. Кроме того, объём кредитов, привлечённых участниками «Семейных ферм Белогорья» с начала действия программы, - 2,4 млрд руб.

Объём инвестиций в сельское хозяйство за прошлый год составил 16 млрд рублей, введены десятки новых объектов, создано 2230 современных высокооплачиваемых рабочих мест.

Средняя заработная плата по сельскохозяйственным предприятиям за прошлый год составила 20 700 рублей и впервые, это тоже историческое достижение, превысила среднюю зарплату по области.

Безработица на селе в течение последних 10 лет снижалась. И в большей половине районов в сельском хозяйстве ощущается сегодня дефицит рабочих кадров, особенно он чувствуется в таких районах, как Новооскольский, Ракитянский, Алексеевский, Прохоровский.

В текущем году предстоит не менее напряжённая и интересная работа в сельском хозяйстве. Созданы все условия для получения хорошего урожая всех сельскохозяйственных культур. В отрасль будет инвестировано не менее 20 млрд рублей.

Появятся новые молочно-товарные комплексы. Мы приступаем к реализации программы развития тепличного хозяйства – не менее трёх проектов. К концу года компанией «Приосколье» будет реализован проект по производству лизина – 57 тыс. тонн в год, а затем на его основе целый биотехнологический кластер по производству других незаменимых аминокислот. Будет продолжено развитие самой молодой отрасли в стране – биоэнергетики, к двум успешно реализованным проектам биогазовых установок мощностью 3 МВт в текущем году приступим к реализации еще трёх.

Но главное, чем нам предстоит заняться на системной, глубоко научной основе в сельском хозяйстве, - это реализацией программы биологизации земледелия. Общий смысл этой программы хорошо известен, его афористически можно выразить следующими словами: «Глупый выращивает сорняки, умный выращивает хороший урожай, а мудрый повышает плодородие почвы». Наши земледельцы должны все быть мудрыми. Пока они у нас в большинстве своём умные, просто выращивают хороший урожай. А надо идти дальше – набираться мудрости. Повышение плодородия наших почв на основе биологизации земледелия позволит повысить урожай всех сельскохозяйственных культур как минимум в 1,5, а то и в 2-2,5 раза, – вот основной стержень нашей работы в предстоящем и последующие годы. Но подробнее поговорим об этом на научно-практической конференции, которая состоится ровно через неделю.

2013 год – первый год, когда вся экономика нашей области, в том числе и сельское хозяйство, будут функционировать в условиях ВТО. Первые негативные результаты от вступления в ВТО мы уже ощутили, особенно в свиноводческой отрасли (уже потеряно не менее 3 млрд руб.). Но я уверен, что наша совместная работа с Правительством РФ по смягчению действия правил ВТО для нашего сельского хозяйства, да и не только, будет успешной.

Завершая разговор об итогах работы сельского хозяйства за отчётный год, хочу сказать, что позитивные примеры являются следствием нашей инвестиционной политики на селе, которую мы начали проводить почти 10 лет назад. Поэтому хочу ещё раз поблагодарить всех участников создания современного облика сельскохозяйственной отрасли Белгородчины. Да и бюджет за прошлый год тоже получает то, на что мы рассчитывали 10 лет назад. Так, только в 2012-ом от агрохолдинговых компаний в консолидированный бюджет области перечислено 5 млрд 200 млн руб. За год прибавка 1,3 млрд руб.

Однако и в сельском хозяйстве всё ещё не обходится без ложки дёгтя. Некоторые хозяйства, компании по причине прежде всего слабого некомпетентного руководства находятся или в банкротном или предбанкротном состоянии. Я говорю об агрохолдинге «Белгородсемена» и ОАО «Группа «Разгуляй». Группа «Разгуляй», у которой в собственности находятся два сахарных завода «Большевик» и «Алексеевский», до сих пор не рассчиталась со свеклосдатчиками. Почти полмиллиарда рублей должны. Я думаю, здесь нужно и прокуратуре, и полиции заняться. Почему это происходит? Я понимаю робость сельхозтоваропроизводителей, которые не хотят поднимать этот вопрос, потому что им снова придётся идти, кланяться и унижаться, когда наступит сдача сахарной свёклы. Я думаю, что здесь государственные структуры должны помочь. Трём департаментам – сельского хозяйства, экономического развития, земельных отношений – нужно совместно с органами местного самоуправления предпринять срочные меры по оздоровлению ситуации в этих компаниях.

Третьей по значимости опорой региональной экономики является строительный комплекс. За 2012 год объём строительных работ составил 73 млрд рублей, на 2% больше, чем в предыдущем. Что это за цифра? Это первое место в Центрально-Чернозёмном регионе, это, по-моему, третье место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области. Строительной продукции выпущено на сумму 36 млрд рублей, что на треть больше, чем в 2011-ом.

За отчётный год введены рекордные 1 млн 215 тыс. квадратных метров жилья, или почти 0,8 квадратных метра на жителя области, в том числе более миллиона – индивидуального. Это впервые, и это наш очередной рекорд. Новоселья справили свыше 11 тыс. семей, из них почти 8 тыс. – в собственных домах, что на 1,5 тысячи больше предыдущего года.

Мы постоянно говорим, что индивидуальное строительство жилья является нашим приоритетом. Я сегодня хочу проинформировать и депутатов, и всех настоящих и будущих застройщиков, да и вообще жителей области, что мы понимаем под словом «приоритет» применительно к усадебному строительству.

Докладываю, за прошлый год финансовая помощь государственными фондами для льготного кредитования жилья индивидуальным застройщикам оказана в сумме 1,8 млрд рублей (такую помощь получили 3,5 тыс. застройщиков). Дополнительно на финансирование строительства или приобретение жилья направлено 1,8 млрд руб. средств родовых сертификатов. Кроме того, затраты бюджетов всех уровней и сетевых компаний на обеспечение электроэнергией, водой, газом, строительством дорог составили за прошлый год в зоне индивидуального строительства 4,4 млрд руб. А если к этим затратам приплюсовать стоимость земли, выделяемой застройщикам по цене в 10-15 раз ниже рыночной, а это льгота более 2 млрд руб., то общий бюджет поддержки строительства индивидуального жилья в области за 2012 год составит почти 10 млрд руб., или 1 млн 300 тыс. руб. на одного застройщика, справившего новоселье в прошлом году. Вот это и есть не что иное, как денежная конвертация слова «приоритет». Приоритетным индивидуальное строительство будет и в текущем году, и на ближайшие как минимум 5 лет.

Что касается многоэтажного строительства, то его в городах и пригородах области будет строиться столько, сколько необходимо для удовлетворения спроса. Однако департаменту строительства (Калашникову Н.В.) необходимо ещё раз ужесточить требования к застройщикам многоэтажного жилья.

Во-первых, нужно ужесточить требования по соблюдению ими норм энергосбережения и энергопотребления, как того требует действующее законодательство. Контролировать здесь очень просто: расходы на отопление 1 кв. метра современного жилья должны быть как минимум в 2 раза меньше, чем в домах, построенных до принятия новых норм.

Во-вторых, нужно коренным образом поменять подход к застройке наших городов. Городская недвижимость, к сожалению, становится финансовым активом, особенно в последние годы. Не средством удовлетворения каких-то жилых потребностей, а финансовым активом. Приходят огромные капиталы, но их цель не создание городов, удобных для жилья, а производство прибыли для тех, кто строит и для тех, кто приобретает жильё для дальнейшей спекуляции. Наши архитекторы, к сожалению, идут на поводу у таких застройщиков, это неправильно. Я не готов здесь и сейчас давать готовых рецептов, но знаю одно: мы не должны убивать наши города, отдавая их на откуп спекулянтам. Поэтому прошу департамент строительства (Калашников Н.В.) совместно с главами выработать необходимые меры, чтобы Белгород и другие наши крупные города не постигла судьба некоторых мегаполисов страны.

По программам дорожных работ в 2012 году освоено почти 15 млрд рублей, в том числе на строительстве магистральных дорог в соответствии с нашей программой – 6,2 млрд. Вокруг городов Белгород и Старый Оскол появились кольца объездных магистралей. Сданы современные автомагистрали от Белгорода до Шебекино и от Старого Оскола до ОЭМК, объезд Алексеевки в Корочанском районе.

Построено 291 км дорог в сельских населённых пунктах и свыше 700 км - в районах массовой жилой застройки в Белгородской и Старооскольской агломерациях. Дорожно-строительная отрасль нашей области - одна из самых мощных в России. На её техническое перевооружение направлено за последние 3 года свыше 2,5 млрд рублей.

В текущем году предстоит не менее напряжённая работа в дорожном комплексе. Из крупных объектов будет реконструирована дорога от Белгорода до Корочи с обходом сёл Дальняя Игуменка и Шляхово и, таким образом, два крупнейших города области, а точнее, агломерации – Старооскольская, Губкинская и Белгородская, в которых проживает 1 миллион человек (или 2/3 населения области), будут соединены современной дорогой. Кстати, эта дорога на всём протяжении – 153 км – будет освещена.

Планируется также завершить обход Томаровки в сторону Ракитного, обход Пятницкого с Волоконовкой и, таким образом, расстояние от Белгорода до Валуек сократится на 6,3 км. Будут реконструированы и вновь построены дороги от Шебекино до Волоконовки, от Старого Оскола до Нового Оскола, а также будет реконструирован самый опасный участок, на котором, к сожалению, ежегодно гибнут люди в результате ДТП, - от Корочи в сторону Нового Оскола, в районе села Клиновец. Предстоит выполнить огромный объём работ по содержанию, среднему и капитальному ремонту дорожного покрытия.

Поставлена задача перед управлением дорожного строительства: изменить инвестиционный цикл при строительстве дорог, начинать строительство новых объектов не весной, а осенью. Поэтому с сентября текущего года мы приступим к земляным и инженерным работам на таких объектах будущего периода, как дорога от Томаровки до Ракитного и далее в сторону Красной Яруги, Новый Оскол – Валуйки и ряд других. Мы это делаем для чего? Для того чтобы качество работ было, чтобы мы не перестраивали через 5 лет, а дороги отвечали всем параметрам. А для этого нужно все земляные работы начинать с осени, выполнять их, чтобы земля за зимний период устоялась, а затем уже все последующие работы делать весной и летом.

2013 год, уважаемые друзья, станет годом кардинальных преобразований в сфере транспортного сообщения и транспортных услуг.

Во-первых, будет завершена реконструкция Белгородского аэропорта, которая нам обошлась в 5 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд удалось получить из федерального бюджета. Ввод в эксплуатацию нового аэропорта открывает широчайшие перспективы не только для развития воздушных перевозок, как пассажиров, так и грузов, но и существенно повысит инвестиционную привлекательность нашей области.

Во-вторых, планируется существенно модернизировать в текущем году пассажирские перевозки автомобильным транспортом. При поддержке федерального бюджета - почти 400 млн рублей - будут централизованно закуплены современные автобусы и троллейбусы на сумму почти 1 млрд рублей. Прошу департамент строительства и транспорта (Калашников Н.В.) вместе с муниципальными образованиями провести аналогичную работу с фирмами-перевозчиками и реализовать комплекс мероприятий по повышению безопасности и качества пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Вообще, я считаю, состояние пассажирских перевозок – это лицо муниципальной власти. Сегодня это лицо грязное, немытое, кроме брезгливости и недовольства жителей никаких эмоций не вызывает. Я обращаюсь к главам городов, Сергею Андреевичу Боженову (Белгород) и Павлу Евгеньевичу Шишкину (Старый Оскол): приведите лицо муниципальной власти – пассажирские перевозки – в нормальное состояние. Это тем более актуально в связи с сокращением маршрутов перевозок пассажиров по железной дороге.

Важнейшим индикатором здоровья региональной экономики является состояние малого и среднего бизнеса. Численность занятых в нём в течение года увеличилась на 6 тысяч и достигла 146 тысяч человек – это фактически четверть от общего числа занятых в экономике. Оборот малых и средних предприятий увеличился за год на 20 млрд рублей и составил 280 млрд рублей. Это 26% от общего оборота всех предприятий области.

За прошлый год совокупный объём безвозмездной поддержки малого и среднего бизнеса (гранты, дотации, субсидии, обучение персонала, бесплатное и льготное предоставление земли, подключение к инфраструктуре) составил 2,4 млрд рублей. Повторяю, это безвозмездная поддержка нашего малого и среднего бизнеса в течение прошлого года из всех источников финансирования.

Налоги в консолидированный бюджет области от малого бизнеса составили 2,3 млрд руб., т.е. меньше суммы поддержки, хотя возросли за год на 400 млн руб. Доля малого и среднего бизнеса от общих поступлений в консолидированный бюджет области составляет всего 4,1 %.

Давайте сравним две цифры: доля в объёме производства 26%, а доля в уплате налогов 4,1%. Мы понимаем, что малый бизнес должен работать в более льготном режиме, чем крупный, но одновременно рассчитываем на больший вклад субъектов малого бизнеса в бюджет области. Я думаю, что здесь департаментам финансов, экономики надо поработать для того, чтобы сбалансировать. Малый бизнес у нас уже давно вышел из «коротких штанишек». Мы его поддерживали и будем поддерживать. Но должна быть и большая отдача от них в консолидированный бюджет области. Тем более расходы консолидированного бюджета за прошлый год в расчёте на одного жителя составили порядка 60 тыс. руб. Каждый житель получил их в той или иной форме – это услуги образования, здравоохранения, обеспечение безопасности и т.д. И если мы представим нашу среднестатистическую семью – четыре человека, два из них работают, допустим, в малом бизнесе. Их вклад в общую казну 44 тыс. руб. А они из этой казны получают 240 тыс. руб. Мне кажется, что здесь есть поле для размышлений и принятия конкретных действий. Всё должно у нас быть по справедливости.

Что касается текущего года, весь ресурс поддержки (организационный, финансовый, интеллектуальный, информационный и пр.) мы должны направить в на развитие прежде всего инновационного предпринимательства. С этой целью, во-первых, департаментами Правительства области совместно с университетами должны быть организованы десятки экспертных групп по анализу, поиску, сопровождению и доведению до коммерческого интереса различных инновационных проектов. Тем более БелГУ поставил перед собой амбициозную задачу – войти в десятку лучших университетов страны и автоматически в сотню лучших университетов мира. А рейтинг университетов, как известно, определяется наряду с качеством образования именно масштабом исследовательской работы и объёмом инновационной продукции, который должен исчисляться не десятками миллионов рублей как сейчас, а десятками миллиардов рублей, а лучше долларов.

Во-вторых, департаментам кадровой политики (Сергачёв В.А.), экономического развития (Абрамов О.В.), ректорам университетов необходимо добиться, чтобы наша область вошла во все многочисленные программы Правительства РФ, которые приняты и ещё будут приниматься по поддержке инновационной деятельности в стране. Мы участвуем примерно в 40% программ, а должны - как минимум в 80%. Вот такая задача ставится, и её нужно нам решить.

В-третьих, всем департаментам Правительства области и корпорации «Развитие» активизировать работу с крупным и средним бизнесом по организации различных творческих объединений: институтов, лабораторий, испытательных полигонов и т.п. по различным направлениям инновационной работы. Примеры такие уже есть, они успешно работают: Институт альтернативной энергетики при компании «Агро-Белогорье» или испытательный полигон по энергосбережению в строительстве холдинга ЖБК-1. Рассчитываем на появление в ближайшее время по инициативе компании «Приосколье» инновационного технологического, в том числе исследовательского, кластера по производству целой линейки биотехнологической продукции, которая до настоящего времени не производится в России, но это станет прологом того, что она будет производиться у нас на территории Белгородской области. Поэтому раскрывать нам нужно потенциал исследовательской работы, тогда у нас появятся и стартапы, трансфер технологий, экономика будет приобретать инновационный облик.

Место инновациям есть в любой сфере деятельности, не только в производстве, например, в текущем году Белгородская область при поддержке Агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ и Министерства экономического развития страны приступает к созданию Центров инноваций социальной сферы.

Мы даём старт совершенно новому для нашей страны направлению в бизнесе – социальному предпринимательству, которое позволит эффективно решить проблему социализации в общество наиболее незащищённых социальных групп и создать уникальные рабочие места – для инвалидов, выпускников детских домов, бывших заключенных и т.д.

Уважаемые друзья, будущее экономики любого региона определяет инвестиционная активность. По оценкам рейтинговых агентств, Белгородская область обладает минимальным инвестиционным риском в Российской Федерации.

Вы знаете, какая задача поставлена Президентом Владимиром Владимировичем Путиным по улучшению инвестиционного климата: с нынешнего 120 места в мире Россия должна к 20-му году переместиться на 20-е.

Об инвестиционной привлекательности регионов судят, как правило, по тому, как решены вопросы в регионе:

во-первых, инфраструктурной доступности;

во-вторых, по наличию квалифицированных кадров;

третье, по качеству и срокам проведения многочисленных разрешающих и сопроводительных процедур, осуществляемых многочисленными чиновниками.

Должен прямо сказать, если первые два условия у нас решаются относительно лучше, чем в целом по России, то благожелательность и квалификация наших чиновников желает быть много лучше. Даже массовое применение проектного управления к радикальным сдвигам пока не привело. Нужны новые регламенты и стандарты при проведении многочисленных согласительных процедур. В этой связи департамент экономического развития прошу активизировать работу с Агентством стратегических инициатив Правительства РФ по внедрению и освоению новых стандартов по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Наша общая задача состоит в том, чтобы объём инвестиций в области не опускался ниже четверти ВРП, т.е. ниже 150 млрд руб. Только в этом случае мы решим главную стратегическую задачу: увеличим рост экономики за 5 лет в 1,5 раза.

Завершая экономический блок отчёта, хочу поделиться своими соображениями относительно новых подходов в реализации инвестиционной политики экономики области. Наш предыдущий инвестиционный опыт подсказывает нам, что новыми точками экономического роста в области должны стать небольшие автономные энергопроизводственные кластеры. Суть их заключается в следующем. Сначала планируется строительство объекта малой энергетики, который будет генерировать электроэнергию и тепло, мощностью 3-7 МВт. Он будет являться, образно говоря, инвестиционным магнитом. Сам по себе субъект инвестиций является очень выгодным. Затем к нему пристраиваются потребители электрической энергии и тепла (животноводческие фермы, теплицы, небольшие предприятия промышленного, строительного, сервисного назначения). Такой энергопроизводственный кластер в моём понимании должен быть с общим объёмом инвестиций до 1 млрд руб. с числом работающих 200-300 человек. Источниками для получения энергии и тепла могут быть как традиционные (природный газ), так и нетрадиционные (отходы животноводства и жизнедеятельности). Кстати, с Газпромом у нас имеется договорённость о развитии малой энергетики на основе газового топлива. А что касается органических отходов, то, если мы все их переработаем в электрическую энергию и тепло, то выработаем столько электроэнергии, сколько вырабатывает один энергоблок Курской АЭС, если не больше.

Данный энергокластерный подход в инвестициях позволит решить следующие задачи.

Во-первых, повысить устойчивость энергоснабжения и одновременно снизить тарифы на электроэнергию для потребителей. А тарифы, к сожалению, растут и будут расти.

Во-вторых, мы будем формировать сеть независимой распределенной энергетики, маленьких МРСК. У нас сегодня один монополист, от которого мы все зависим, а должно быть их много, независимых, автономных. Кстати, 60% электроэнергии в США вырабатываются малой энергетикой, обособленной энергетикой.

Третья. Мы сумеем вовлечь в переработку и выработку энергоресурсов миллионы тонн органических отходов. Мы оздоровим экологическую обстановку, с одной стороны, а с другой – повысим качество органических удобрений.

Четвертая. Энергопроизводственные кластеры укрепят на территории области социальную стабильность, прежде всего в сельской местности, за счёт создания новых рабочих мест и их равномерного распределения на территории области. То есть за счёт энергопроизводственных кластеров мы будем формировать, по сути дела, правильную расселенческую политику в нашей области, равномерную расселенческую политику.

И таких энергопроизводственных кластеров в регионе должно быть не десятки, а, в моём понимании, сотни. Объём инвестиций - сотни миллиардов рублей. Вот куда должны быть устремлены усилия наших инвесторов. Я прошу департамент экономического развития, корпорацию «Развитие» хорошо осмыслить предложенную инвестиционную парадигму и выработать план действий по её реализации. Модель создания таких энергопроизводственных кластеров мы должны продемонстрировать уже в текущем году. Департамент экономического развития также прошу отработать, в этой связи, всю нормативную базу взаимоотношений энергокластеров с МРСК (Белгородэнерго).

Отчёт о состоянии социальной сферы, уважаемые товарищи, начну с того, что население нашей области за прошлый год увеличилось на 5200 человек и на 1 января 2013 г. составило 1 млн 541 тыс. 300 человек.

В 2012 году родилось 17 913 детей, на 933 ребёнка больше предыдущего года. Ушли в мир иной 21 503 человека, на 107 меньше, чем годом ранее. Таким образом, индекс естественной убыли населения сократился за год с -3,0 до -2,3 человек на 1000 жителей, или на 23%, и остаётся самым низким в ЦФО после Москвы. Ожидаемая продолжительность жизни белгородцев у нас составляет сегодня 72,3 года, что почти на 2 года выше среднероссийского.

Официальная безработица в течение 2012 года снизилась на 36%. Число предложений по трудоустройству превышает численность граждан, ищущих работу.

Бюджетные расходы на финансирование социальной сферы, включая капитальные вложения, в отчётном году составили почти 44 млрд руб. и увеличились на 10%, а доля их в общих расходах бюджета составила почти 60%.

Самой обсуждаемой в обществе темой является образование. И это справедливо, потому что каждый родитель заинтересован в развитии своего ребёнка прежде всего в стенах образовательных учреждений, где он проводит самый большой период своей жизни - с 3 до 22 лет. И как бы пафосно ни звучало, именно там формируется наше будущее. А средств и внимания на своё «прекрасное будущее» область никогда не жалела.

Так и в прошлом году капитально отремонтированы более 10-ти объектов образования, среди них такие значимые, как школа №1 в п. Пролетарский Ракитянского района, школа №5 в г. Шебекино, в с. Курасовка Ивнянского района; профессиональные училища в городах Белгороде, Валуйках, в Строителе, в Старом Осколе, вновь построены 3 школы – в Малиновке Белгородского района, Борисполье - Ракитянского, Доброе - Грайворонского районов, введено за счёт нового строительства и реконструкции 2159 мест полного дня в детских садах.

Выполнены все требования Президента и Правительства РФ по увеличению заработной платы педагогическим работникам. Так, средняя зарплата учителей увеличилась за год на 17,8% и составила к концу 2012-го 21 591 руб., что на 3,6% выше, чем в среднем по экономике, повысилась заработная плата и по другим работникам образования.

2012 год, уважаемые друзья, войдёт в историю области как год начала реформирования системы начального и среднего образования. Штаб реформы профессионального образования области возглавил департамент кадровой политики (Сергачёв В.А.), здесь были чётко определены цели и задачи реформирования, создана необходимая нормативная база, проведена необходимая разъяснительная и организационная работа среди работодателей, в интересах которых, кстати, и проводится эта реформа. И мы благодарны руководителям крупного бизнеса, которые поддержали алгоритм подготовки высококвалифицированных рабочих и стали активными участниками этого процесса. Особенно хотел бы поблагодарить пионеров, тех, кто первым почувствовал важность и необходимость подготовки квалифицированных кадров и задаёт тон в поддержке профессионального образования - это компания «Агро-Белогорье» (Зотов В.Ф.), «Белгранкорм» (Орлов А.В.).

В текущем году Правительство области, муниципальные образования совместно с предприятиями-работодателями будут наращивать усилия по переводу всех средних учебных заведений на дуальную систему обучения, материально-техническое и информационное переоснащение базы подготовки будущих специалистов.

Взявшись за реформу профессионального образования, мы решаем как минимум две важнейшие региональные задачи.

Первая – повышение конкурентоспособности предприятий области и региональной экономики в целом.

Вторая – в области появится в ближайшие годы многочисленный настоящий средний класс высококвалифицированных работников, если хотите, появится рабочая аристократия, которая станет основой инженерно-технической элиты нашей области, – а это уже фактор социальной стабильности.

Думаю, что в регионе нет ни одного здравомыслящего руководителя, кто думал бы иначе и не поддерживает наши инициативы по реформированию начального и среднего профессионального образования. Поэтому перед нами стоит задача: в ближайшие три года мы совместно с крупным бизнесом сделаем профессиональную подготовку кадров лучшей в стране. Я думаю, мы с этой задачей справимся.

Следующая проблема, которая требует комплексного системного решения в образовательной сфере - это развитие творческого начала детей. Неодарённых от рождения детей нет – это аксиома. Но беда наша заключается в том, что школьное образование сориентировано в основном на получение образования, т.е. на освоение учащимися определённой суммы знаний, а переход на ЕГЭ только закрепил эту тенденцию, и даже выхолостил из образования здоровую суть, превратив творческое усвоение знаний в механическое зазубривание.

Мы же перед органами образования и всем педагогическим сообществом области ставим задачу шире: школа не только должна давать знания, но главное – формировать человека-созидателя, который способен творить, а значит, и жить полноценной жизнью. Развивать творческое начало детей необходимо с раннего детства: для этого нужно создать условия, чтобы дети развивали свой природный дар, эмоционально себя обогащали, постоянно и искренне удивлялись и восторгались на протяжении всего периода взросления, одним словом, развивали то, что мы называем душой. А для этого мы должны предоставить возможность всем без исключения детям петь, танцевать, рисовать, лепить, фотографировать, моделировать, играть на музыкальных инструментах, заниматься в различных театральных, дизайнерских, художественных и прочих творческих кружках, студиях и т.д. и т.п.

В наибольшей степени к модели всестороннего творческого и духовно-нравственного развития детей приблизились губкинские педагоги, в чём мы неоднократно убеждались. Правительство области высоко ценит достижения губкинцев, и мы уверены, что их опыту последуют все школы области. Неслучайно Губкин называют уже танцевальной столицей области, мне кажется, правильнее уже назвать – танцевальной столицей России.

А для того, чтобы этот опыт легче было не только распространять, но и приумножать, считаю, что нужно решить по крайней мере две задачи:

Первое, и об этом уже не говорят, а кричат сами учителя: надо освободить их от формального бумаготворчества. От немыслимого числа отчётов о проделанной работе нужно дать возможность учителю перейти к самой работе. Учитель должен работать с учеником, заниматься самообразованием, а не тратить время на отчёты. Как пошутил недавно В.В. Путин: «Лучшие борцы с бюрократией – это сами бюрократы», и я с ним согласен. Качество работы учителей нужно определять не проверками отчётов учителей о проделанной работе, а тестированием способностей учеников, в том числе творческих.

Я уже третий раз даю публичное поручение: предыдущему руководителю департамента образования, теперь Игорю Васильевичу Шаповалову, но пока что мы никак не переступим через это, всё ссылаемся на какие-то свыше исходящие нормативные документы. Я попросил бы депутатов включиться в эту работу, помогите департаменту навести порядок, подскажите, как это сделать. Мы должны эту проблему решить. Учитель должен работать с учениками, а не с бумагами.

Кстати, в этой связи просил бы обратить внимание и на сайты наших школ – большинство из них больше похожи на табличку-вывеску режимного объекта, в котором не то что творчеством, образованием не хочется заниматься.

Вторая задача заключается в том, чтобы мы существенно реконструировали и поддержали систему дополнительного образования школьников, где сегодня работают настоящие энтузиасты своего дела, но которые не обеспечены ни должными условиями работы, ни приемлемым уровнем зарплаты. В этом вижу наше упущение.

Поэтому наряду с большим вниманием к проблемам дополнительного образования со стороны органов власти предлагаю во всех районах и городах области создать попечительские советы по развитию творческой самореализации детей в системе дополнительного школьного и внешкольного образования. Попечительских советов в крупных муниципальных образованиях должно быть несколько, может, даже несколько десятков, - по числу видов занятости детей (например, попечительский совет по развитию хорового пения, духовой музыки, авиамоделирования или архитектурного дизайна и т.д. и т.п.), а в небольших муниципальных образованиях их должно быть несколько или даже один, но охватывать и поддерживать все направления творческого развития детей. Поэтому прошу глав районов, городов совместно с талантливыми, неравнодушными жителями, предпринимательским сообществом организовать эту чрезвычайно необходимую работу по попечительству творческого развития детей.

И давайте договоримся: несколько лет никаких марафонов не проводить, а все усилия и средства предпринимательского сообщества направить на создание условий для полноценного и всестороннего развития детей. Ибо дети и молодёжь – это наш стратегический ресурс. И от того, с каким багажом прежде всего творческого и духовного опыта, выйдут в самостоятельную жизнь юные белгородцы, зависят перспективы социально-экономического развития области в целом.

Что касается социального статуса педагогов, он будет повышаться и впредь. В областном бюджете на текущий год предусмотрены средства на дальнейшее повышение заработной платы и на улучшение жилищных условий всех работников образования. Мы выделяем значительные суммы для поддержки.

Число мест в детских садах в 2013 году запланировано увеличить почти на 3 тысячи, из них 1300 - за счёт нового строительства.

Уважаемые депутаты, в минувшем году Министерством спорта был проведён рейтинг регионов по наличию спортивной инфраструктуры. Наша область заняла первое место. Вот такая приятная неожиданность. Но созданием материальной базы физической культуры и спорта мы занимаемся не ради рейтингов, а исключительно для вовлечения жителей области в здоровый образ жизни. Только в 2012 году сданы плавательные бассейны в Шебекино, в Вейделевке, в Валуйках, ФОКи в Красном, Головчино, Новой Таволжанке, построено новых и реконструировано около 200 спортивных площадок. Не меньше будет построено и в текущем году – это плавательные бассейны в Ровеньках, Строителе, ледовый дворец в Белгороде, ФОКи в Чернянке, Белгородском районе и многие другие объекты. Но главный итог этой работы – неуклонное повышение здоровья жителей области и рост числа сторонников здорового образа жизни, что мы и отмечаем в последние годы.

Уверен, что в ближайшие годы это скажется и на уменьшении затрат населения и бюджетных средств на содержание системы здравоохранения области. А пока они растут, и 2012 год не был исключением. Конечно, это позитивный и сознательный процесс – увеличение финансирования сферы здравоохранения, который предусматривает улучшение в конечном итоге качества медицинских услуг. Для справки сообщаю, что за год финансирование сферы здравоохранения у нас увеличилось на 2,2 млрд руб., или 19%. Увеличилась заработная плата в здравоохранении за год на 11,4% и составила в среднем 14 700 рублей в месяц.

Вновь построено, реконструировано огромное количество объектов. Я думаю, что нет смысла здесь все перечислять, вы их хорошо видите, знаете и любуетесь многими из них.

Однако, несмотря на огромные материальные и финансовые вложения в здравоохранение, эффективность отрасли остаётся низкой, к качеству предоставляемых услуг у жителей области много претензий. И это не связано с плохой работой медицинских работников. Вовсе нет. Наоборот, они в абсолютном большинстве своём заслуживают самых высоких слов благодарности. Причины недовольства людей медицинским обслуживанием надо искать в системных сбоях и прежде всего в низком качестве планирования и управления отраслью здравоохранения, в низкой мотивации работников здравоохранения от показателей охраны здоровья.

Возникает в этой связи к руководству отраслью, главным врачам очень много вопросов.

Так, в прошлом году на информатизацию отрасли затрачено почти 200 млн руб. Но где результат? Почему не везде налажена электронная предварительная запись больных, а там, где налажена, где есть технические возможности, не работает? И таких примеров очень много. Где у нас единая медицинская электронная карта, отражающая состояние здоровья каждого жителя области? Почему не запущен ряд информационных программ, таких, как программа контроля движения лекарственных средств, на которые мы выделяем в текущем году почти 3 млрд рублей? А мы заинтересованы, чтобы эти лекарственные средства дошли к тем, кому они нужны, и дали лечебный эффект. Или почему не запущена до сих пор программа по контролю или движению финансовых средств в отрасли? А это тоже чрезвычайно важно.

Или давайте зададим другой вопрос: до каких пор мы как заклинание будем произносить слова, что нужно заниматься не столько лечением, сколько профилактикой? И ровным счётом ничего не делаем в этом отношении.

Посмотрим в этой связи на структуру больных, которые находятся в стационарах наших лечебных учреждений, на которые, кстати, мы тратим 60% всего объёма финансирования отрасли. Сколько из них плановых, а сколько неплановых, а просто нуждающихся в экстренной госпитализации? Так вот, подавляющее большинство больных – это те, кто поступили или на «Скорой помощи», или самостоятельно, но которым от запущенных болезней уже деваться некуда, и они вынуждены обратиться в лечебное учреждение. Конечно, их хронические заболевания никто не излечит, они получают временное какое-то послабление - и за это, как говорится, спасибо.

Но правильно ли это? Это неправильно. Отсюда и все наши проблемы в системе здравоохранения. Поэтому численность медицинского персонала на 100 тысяч населения у нас значительно больше, чем в передовых странах. Срок пребывания пациентов в лечебном учреждении тоже в 2-3 раза больше, чем у них. Отсюда люди умирают у нас не от старости, а от болезней. Только от сердечнососудистых заболеваний у нас в области умирает два человека из трёх, а в Соединённых Штатах Америки – в 5 раз меньше. Врачи у нас прекрасные, лечебная база в последние годы замечательная, дело - в организации.

Поэтому мы публично ставим задачу перед департаментом здравоохранения и врачами области: организовать работу таким образом, чтобы в наших стационарах проходили лечение не менее 70% плановых больных от общего их количества. А что такое плановый больной? Это тот больной, у которого выявлены отклонения в здоровье в процессе диспансеризации или других профилактических мероприятий. Вот тогда мы можем сказать, что у нас работает профилактическая медицина, которая предупреждает заболевания и справляется с ними на ранних стадиях, когда у человека еще нет видимых признаков болезни. Тогда автоматически 60% средств будет расходоваться в профилактическом звене здравоохранения, то есть участковыми врачами и поликлиниками, а не 30%, как сегодня. Тогда у нас не будут так неорганизованно, полуформально со стороны врачей и безответственно со стороны граждан и работодателей проходить профилактические осмотры и диспансеризация.

Короче, нашей системе здравоохранения предстоит в ближайшее время пройти путь от лечения запущенных больных до поддержания здоровья здоровых людей. И этот путь мы должны пройти в очень короткое время. И тогда у нас здравоохранение станет самым качественным, каким оно является в передовых странах мира. Над решением этих вопросов нужно предметно и системно, последовательно и эффективно работать новому руководителю департамента здравоохранения и социальной защиты населения Залогину Ивану Александровичу и всему руководящему составу отрасли прежде всего главным врачам наших учреждений здравоохранения.

Уважаемое собрание! Определяя перед собой всё новые горизонты экономического и социального развития области, мы ясно отдаём себе отчёт в том, что любые наши планы будут малорезультативными, если мы не будем уделять внимание духовно-нравственному, культурному развитию Белгородчины и её жителей.

Любой экономический или социальный проект, даже кажущийся на первый взгляд очень перспективным, но исполненный людьми безнравственными, преследующими только свои корыстные интересы, обречён рано или поздно на провал. И таких примеров по области можно привести не десятки, а даже сотни. Но, с другой стороны, у нас много успешных проектов, которые исполняются людьми не только высокопрофессиональными, но и понимающими, что такое быть нравственным, справедливыми и честным.

Примеров беззаветного служения своему делу на Белгородчине достаточно много. Но всем нам безмерно повезло, потому что среди нас есть не просто положительный пример, а идеал такого служения - это дважды Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Белгородской области Василий Яковлевич Горин, который посвятил свою жизнь сельскому хозяйству, землякам, области и вывел колхоз имени Фрунзе во флагманы сельскохозяйственной отрасли. Он является для нас всех эталоном руководителя.

Вот из понимания того, чтобы такими людьми, как Горин В.Я., наша область никогда не оскудевала, мы, органы исполнительной власти всех уровней, и направляем свои усилия на творческое и духовное развитие детей, из которых, я уверен, вырастет племя совестливых людей, которые не дадут и не примут взятки. Вот поэтому мы не жалеем сил на поддержку нашей культуры, благодаря которой формируется наше правильное отношение друг к другу, к семье, к природе, к стране как Родине, к государству как гаранту защиты и справедливости. Именно в этой, пропитанной культурой атмосфере, мы начинаем, как сказал академик Дмитрий Лихачёв, «чтить прошлое, творить в настоящем и верить в будущее».

Именно поэтому во все годы – и развала, и стабильности – мы не жалели сил и средств для поддержки учреждений культуры, творческих коллективов.

Только в прошлом году капитально отремонтировано более 60 сельских клубов, Домов культуры и многих других объектов. Один я хотел бы выделить особо. В Пятницком Волоконовского района сдана великолепная школа искусств, которой руководит уже более 45 лет замечательный педагог, Человек с большой буквы, Григорий Александрович Обрезанов.

В прошлом году произошли и другие яркие события в культурной жизни области. Так, в Губкине открыт музей истории КМА – уникальный в своём роде, обещающий стать одной из ярких достопримечательностей региона.

2012 год стал годом рождения новой замечательной культурной инициативы – создания Фонда по развитию классической музыки, возглавил этот Фонд депутат областной Думы Зотов В.Ф. Его примеру последовали тоже депутаты Ивлева Н.А., которая объединила тех, кто желает поддержать детские театральные коллективы, Потрясаев В.Н. – тех, кто занимается танцевальным творчеством, Кустов В.Н. – тех, кто хочет поддержать музеи. Это замечательные инициативы, которые, я уверен, будут продолжены и поддержаны.

В текущем году нас ожидают не менее яркие культурные события, но центральным из них не только культурным, но и памятным, безусловно, будет 70-летие Прохоровского танкового сражения и освобождения Белгородчины от немецко-фашистских захватчиков. И мы всё сделаем, чтобы провести этот юбилей достойно. Это наш долг перед памятью сотен тысяч воинов, погибших при освобождении нашей земли, это наш долг перед теми, кто остался в живых и затем тяжелейшим трудом восстановил область и заложил основы для её сегодняшнего благополучия. Предстоящий юбилей – это и возможность для всех нас почувствовать свою сопричастность к величию нашей истории, духовно обогатиться, ощутить себя частью великого и единого народа.

Уважаемые друзья, в своём отчёте я затронул далеко не все сферы жизнедеятельности области, не коснулся многих проблем, которые волнуют белгородцев, и не потому, что они менее значимые. Вовсе нет.

Просто по большинству из них, таких, как состояние безопасности, коррупция, информационная открытость власти, экология, реформы ЖКХ, поддержка молодёжи, ветеранов и многих других, у Правительства области ясная, открытая и хорошо известная позиция, которая изложена в различных нормативных документах, где есть чёткие планы наших действий.

Я также умышленно не стал акцентировать ваше внимание на теме построения солидарного общества, так как считаю, что, если мы продолжим такое же динамичное экономическое и социальное развитие, активно включимся в решение назревших, в том числе и прозвучавших в отчёте проблем, то мы автоматически пройдём большой путь в построении солидарного общества. Ибо всё, о чём я говорил, направлено на одно – на раскрытие социально-экономического потенциала Белгородской области через развитие творческих, духовно-нравственных и физических возможностей её жителей.

Это неизбежно приведёт к консолидации людей, к солидарному обществу. Ибо ничего так не сплачивает людей, как ясные цели и общее дело.

А нашей целью и общим делом является созидание благополучной во всех отношениях Белгородчины.

Спасибо всем за внимание.

Кроме того