Новости

Евгений Савченко: «Наша цель – сделать образовательные учреждения вторым домом для юных белгородцев, где будет все необходимое для полноценного личностного становления наших детей»

28 августа, пятница
Выездное заседание прошло в Старооскольском городском округе. В первой половине дня члены Правительства области, главы администраций муниципальных районов и городских округов, педагоги посетили ряд образовательных организаций территории. Они осмотрели детский сад и среднюю общеобразовательную школу с. Озерки - здесь отработаны механизмы развития учреждений на основе интеграции ресурсов социальной сферы. Также состоялось посещение храма Сергия Радонежского и Дворца спорта «Аркада» Старого Оскола.

Пленарная часть заседания прошла на базе Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». После обстоятельного доклада начальника департамента образования области Игоря Шаповалова о развитии сферы Губернатор Евгений Савченко озвучил ряд задач, решению которых сегодня необходимо уделить особое внимание.

Публикуем стенограмму выступления главы региона Евгения Савченко: «Уважаемые участники заседания! Позвольте в завершение нашей работы подвести итоги сегодняшнего разговора о развитии областной системы образования, обозначить ключевые направления, над реализацией которых нам сообща предстоит потрудиться в ближайшее время.

Сегодня наша страна находится, как известно, перед необходимостью решения глобальных, я бы сказал, судьбоносных задач: построения, с одной стороны, конкурентоспособной экономики и одновременно сохранения себя как независимой мировой державы. В этих условиях работа сферы образования должна быть нацелена на получение конкурентоспособных созидателей, граждан России с богатым человеческим, нравственным потенциалом. Достичь этого важнейшего результата можно единственным путем - обеспечив высокое качество образовательного процесса.

А что обеспечивает качество образовательного процесса? Как минимум четыре фактора. Первое - создать современные условия в образовательных учреждениях, которые гарантируют безопасность и здоровье наших детей, комфортное пребывание в образовательном учреждении. Второе - обеспечить равный доступ детей к современным образовательным услугам. Третье - обеспечить высокий уровень обучения и воспитания. И четвёртое - максимально раскрыть способности и таланты подрастающего поколения.

Создание таких образовательных условий является главной совместной задачей органов исполнительной власти и педагогического сообщества. Наша цель - сделать образовательные учреждения вторым домом для юных белгородцев, где будет всё необходимое для полноценного личностного становления наших детей.

На протяжении многих лет мы работаем над развитием региональной образовательной системы, повышением качества и доступности образования.

Большое внимание уделяется дошкольному сектору. Но я должен и себя, и других разочаровать в том, что мы все-таки не справляемся полностью с задачей по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет детскими дошкольными местами. У нас дефицит на конец года будет около 2 тысяч. Почему? Потому что мы приняли более 5 тысяч детей с Украины. Мы этого, естественно, не планировали, но мы это сделали. Поэтому остаёмся ещё в дефиците. Мы обращались в Министерство образования, в Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, я лично обращался к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, чтобы нас при продолжении этой программы поддержали на будущий год, поскольку мы находимся в таких условиях, где требуется ещё реально финансовая поддержка наших усилий по обеспечению детей дошкольными местами.

Что касается общего образования, то мы поступательно движемся по пути совершенствования его инфраструктуры. Здесь тоже приводились цифры о ремонте, реконструкции. Но в то же время анализ состояния школьной инфраструктуры указывает на необходимость масштабной работы по её совершенствованию. Это и капитальный ремонт, и реконструкция. Я недавно был в Красненском районе. Все говорят, давайте ремонтировать школу в Красном. Посмотрели, да нужно ремонтировать. Затем поехали в Кругловскую школу, она не отвечает никаким элементарным требованиям, надо срочно делать. Конечно же, мы будем мобилизовывать какие-то собственные ресурсы. Но сейчас разработана уже федеральная программа «Содействия создания в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях», которая рассчитана до 2025 года, на которую выделяется порядка 3 трлн рублей, Дмитрий Анатольевич Медведев на последнем селекторном совещании на прошлой неделе об этом сказал. Нам нужно всё сделать, чтобы максимально войти в эту программу, потому что сами мы, к сожалению, в сегодняшней ситуации, в которой мы оказались по финансовой обеспеченности, по возможностям нашего консолидированного бюджета, этого сами не сделаем. С другой стороны, мы должны рассчитывать на представителей нашего бизнеса, на государственно-частное партнёрство, которое хорошо уже у нас налажено и культивируется, в том числе в Старооскольском городском округе.

Безусловно, повышению качества образования, созданию современных образовательных условий способствует интеграция образовательных учреждений, их слияние, взаимодействие с социально-культурными объектами. В этой связи примечателен и заслуживает распространения опыт Старооскольской территории, которая первая в нашей области широко и смело, и вам слова глубокой благодарности, пошла по такому пути.

Сегодня мы увидели, что интеграция в образовании даёт мощный синергетический эффект. Она позволяет не распылять материальные и кадровые ресурсы, а наоборот, концентрировать их на крупных образовательных площадках. Она формирует полноценную образовательную среду и в то же время позволяет выстроить индивидуальную траекторию для каждого ребёнка, даёт педагогам хорошую нагрузку и достойную заработную плату.

Исходя из этого, сегодня мы ставим задачу построения эффективной интегрированной образовательной сети в каждой муниципальной территории.

Безусловно, интеграционные процессы в районах и городских округах будут организованы по разным моделям. Однако нужно стремиться к тому, чтобы интеграция, с одной стороны, обеспечивала преемственность всех образовательных уровней: дошкольного, начального, общего, среднего профессионального и высшего образования, и с другой стороны, работала над совершенствованием личностного потенциала ребят, максимально раскрывала их способности и таланты и в итоге выводила каждого на личную профессиональную дорогу.

Сегодня, на мой взгляд, мы должны изменить и оценочные показатели деятельности средней школы. До последнего времени главным оценочным показателем эффективности работы организаций общего образования служило количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения.

В текущем году мы наблюдаем новую картину - настоящий бум вокруг организаций среднего профессионального образования, массовое стремление выпускников 9 и 11 классов поступить в колледжи и техникумы. Достаточно сказать, что из общего числа выпускников 9 и 11 классов текущего года - а это более 19 с половиной тысяч выпускников 11 тысяч, то есть 56%, более половины, подали документы в учреждения среднего профессионального образования нашей области. Такого у нас никогда не было, и мы это приветствуем.

Практически во всех учебных заведениях конкурс при приёме составил от полутора до 3 человек на место. В Белгородском правоохранительном колледже имени В.В. Бурцева конкурс абитуриентов побил все рекорды и составил 15 человек на место.

Безусловно, мы рады, что среднее профобразование, наконец, начинает возвращать себе популярность и востребованность. И, наверняка, дает плоды наша работа вместе с работодателями по пропаганде начального профессионального образования. Думаю, что от этого выигрывают прежде всего дети, которые обретают прочный практический фундамент для дальнейшего профессионального роста, от этого выигрывает реальный сектор экономики в лице наших работодателей, которые получат мощную производственную силу для его развития. Думаю, что и родители выигрывают, потому что они уже более спокойны будут за судьбу детей, которые обретают реальные профессиональные навыки и профессии.

Что касается стремления детей, которые идут в 10 класс, получить рабочую профессию, то сделать это можно в процессе учёбы в школе. В 2015 году к этой работе активно подключились техникумы и колледжи, значительно расширен перечень рабочих квалификаций, по-новому начинают работать ресурсные центры в базовых школах. Водительская категория «В» перестанет быть практически единственной рабочей квалификацией, с которой выпускник покидает школу. Вообще давайте, мы уже об этом говорили, и ещё раз повторим, категория «В» - это не рабочая квалификация, это навык, такой же, как работа на компьютере.

Поддерживая желание старшеклассников как можно быстрее обрести профессиональную социализацию, мы ставим следующую задачу: обеспечить практикоориентированное, дуальное обучение и на базе наших вузов. Замечу, что первые робкие шаги отдельные вузы области в данном направлении делают. Однако уже в ближайшие годы дуальное обучение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса всех белгородских вузов и обеспечивать 100-процентный охват студентов. Чтобы выпускники вузов не были далёкими от жизни теоретиками, а уже к началу профессиональной деятельности имели хорошую производственную закалку. Соответствующее поручение адресую департаменту внутренней и кадровой политики области и отраслевым департаментам.

Кроме того, в 2015 году считаю необходимым увеличить количество мест в профессиональных образовательных организациях с выделением на эти цели дополнительных средств из областного бюджета. А точнее, не выделение дополнительных средств, а перераспределение от общего образования на профессиональное образование. Обращаю внимание департамента внутренней и кадровой политики, департамента финансов, нужно внести соответствующие предложения по решению данной задачи уже в текущем году. Кроме того, при определении перечня профессий, по которым расширяются квоты, нужно ориентироваться на региональный рынок труда. И в данном вопросе мы обязаны смотреть не на сегодняшний момент, а на 5-10 и более лет вперёд.

Уже сегодня нужно определить востребованные в ближайшем будущем профессии и исходя из этого вести соответствующую подготовительную и профориентационную работу.

Как пример специальностей завтрашнего дня назову такие: оператор медицинских роботов, проектировщик 3D-печати в строительстве, проектировщик «умной среды» и так далее. Мы недавно такой перечень новых профессий получили из Агентства стратегических инициатив Правительства Российской Федерации. Эти профессии уже реально существуют. Мы живем в очень переломное время, динамичное, многое отмирает привычное, традиционное, а рождаются новые технологии. Мы должны обучающий процесс поставить таким образом, чтобы соответствовать всему новому и передовому. А здесь не только ввести формально новые специальности, но и самое главное, подготовить преподавателей. Вот в чём проблема.

Безусловно, подготовить конкурентоспособные кадры для реального сектора экономики возможно лишь при создании современной материально-технической базы. В этой связи прошу департамент внутренней и кадровой политики разработать программу модернизации профессиональных образовательных организаций на трёхлетний период, предусмотрев в ней как дооснащение необходимым оборудованием, так и проведение ремонтных работ. Широко для этих целей нужно привлекать работодателей. Опыт у нас уже наработан.

Ещё одна тема, которая касается профессиональных образовательных организаций. У нас наблюдается отток педагогов общеобразовательных дисциплин из организаций СПО в школы. Причина здесь такая, я думаю, - заработная плата. Банальная причина. В этой связи прошу департамент финансов совместно с департаментом внутренней и кадровой политики проработать этот вопрос и внести на ближайшем заседании Правительства области свои предложения.

Уважаемые друзья! Сегодня важно не только продолжать, но и усиливать работу по развитию детского технического творчества, формированию у школьников и студентов современных технологических компетенций. Так мы создадим производственный фундамент будущего.

Отмечу, что область успешно внедряет в образовательный процесс технологии 3D-моделирования. В настоящее время более 300 образовательных организаций оснащены 3D-оборудованием. Это половина от запланированного объёма. Налажено обучение педагогов по применению 3D-технологий в образовательном процессе.

Отрадно, что помощь в реализации проекта нам оказали и оказывают представители бизнеса. И сегодня я хотел бы поблагодарить всех, кто принимает участие в этой работе. В ближайший год мы должны завершить оснащение 3D-оборудованием всех образовательных организаций нашей области.

Следующим этапом должно стать освоение максимальным числом детей 3D-технологий. И здесь давайте подумаем, как это лучше сделать, то ли это должны быть факультативы, то ли курсы или кружки, урочная или внеурочная деятельность. Прошу департамент образования внести соответствующие предложения.

Уважаемые коллеги! Считаю важным коснуться темы качества образования и итогов единого государственного экзамена как его объективного отражения.

В целом в 2015 году наши выпускники показали неплохие результаты. 9 из 13 предметов они сдали на уровне или чуть лучше, чем в среднем по России.

Улучшились результаты экзамена по русскому языку. Вместе с тем средний балл у нас не дотянул до среднего показателя по стране (в области 65,57, по России - 65,9). В этой связи мы не снимаем с повестки дня задач повышения качества преподавания русского языка и литературы. Обязательным для исполнения неизменно оставляем девиз: «Читать, читать и ещё раз читать». Индивидуальное чтение никто не отменял, и его тоже надо поддерживать и пропагандировать.

У проблемы качества образования есть и другая сторона. К сожалению, наше общество никак не может навсегда избавиться от излюбленной привычки минимизировать труд и старания, избирать лёгкие пути. Отсюда и берёт свои истоки печальная традиция списывания. К большому сожалению, в текущем году вновь был зафиксирован ряд отчаянных попыток обойти механизмы объективности прохождения экзамена. Грустно, когда помощниками детей в этом бесчестном деле оказываются учителя и родители. Как факт: в текущем году более 60 педагогических работников были привлечены к административной ответственности. А были попытки даже привлечь к уголовной ответственности. Считаю, что данные факты дискредитируют белгородского педагога.

Во все времена учитель был образцом порядочности и честности, носителем высокой нравственности. Так должно быть и сегодня, и всегда. В этой связи призываю педагогическое сообщество к профессиональной ответственности и чести, к пониманию своей высокой общественной и нравственной роли. Считаю, что всей системе образования - от рядового учителя до руководителя департамента - необходимо обеспечить прозрачность, объективность и чистоту проведения государственного экзамена. Убеждён, что эта тема должна стать предметом серьёзного обсуждения в педагогических коллективах.

В прошлом году на августовском заседании Правительства области мы поднимали кадровые проблемы в сфере образования. Возвращаемся к ним вновь.

Сегодня в области наблюдается нехватка учителей-предметников - повсеместно от Прохоровки до Ровеньков. Преимущественно это касается основных и малокомплектных школ. Причина: нежелание выпускников вузов работать в сельской местности.

Очевидно, что все принимаемые сегодня в области меры являются недостаточными. Обращаюсь к главам администраций районов и городов: необходимо принять дополнительные меры. Какие? Их набор тоже известен и повторять их нет смысла. Квартира, заработная плата и ещё другие меры, пожалуйста, это в вашей компетенции и в ваших возможностях. И вообще давайте оценивать работу органов местного самоуправления по наличию дефицита или профицита учителей сельских школ и всех школ. Дефицит резко отражается на качестве образования.

В продолжение темы педагогических кадров очень коротко затрону тему дебюрократизации работы образовательных учреждений. К общей радости, удалось нам наконец-то существенно сократить бумаготворческую нагрузку на педагогических работников всех категорий, добиться уменьшения в 2 раза подготавливаемых отчётов учителей-предметников и классных руководителей. Это в целом подтверждают результаты проведённого анкетирования педагогов. В то же время проблема полностью не решена. По итогам опроса, треть директоров и заместителей и четверть учителей и классных руководителей находят бумажную нагрузку избыточной.

А значит, по пути дебюрократизации нужно идти дальше. Хорошей мерой должно послужить внедрение эффективной системы электронного документооборота. И это сигнал к действию департаменту образования. И общественный совет я прошу не снимать этот вопрос с повестки дня и постоянно держать его в поле своего зрения.

Уважаемые друзья! В этой аудитории нет необходимости пояснять, какое важное значение для современной России и её благополучного будущего имеет патриотическая работа с детьми и молодёжью, воспитание их как хранителей и защитников своей страны. Нужно отметить, что в год 70-летия Великой Победы педагогические коллективы области неплохо потрудились в данном направлении.

Юбилей Победы белгородские дети отметили на высоком патриотическом подъёме, стали активными участниками праздничных торжеств и мероприятий. В то же время сегодня важно удержать эту патриотическую высоту в сердцах детей, сохранить огонь памяти, гордость и любовь к своей стране на долгие годы. Убеждён, что патриотическое воспитание должно быть содержанием каждого урока, каждого занятия, повседневной обязанностью каждого педагога.

В завершение позвольте поздравить педагогическое сообщество Белгородчины, учителей, учеников с наступающим Днём знаний и началом нового учебного года, пожелать всем крепкого здоровья, оптимизма, успехов и побед в благородном труде на ниве просвещения юных белгородцев, воспитания достойных граждан России».

Кроме того